Posted on: 29.09.2020 Posted by: admin Comments: 0

Представители банковского сектора заявляют, что если власти не откажутся от идеи штрафовать за навязывание допуслуг по кредитным картам, то финансовые организации перестанут выдавать кредитки и перейдут на выдачу наличных займов. Законопроект, прошедший первое чтение в Госдуме, предусматривает взыскание в пользу потребителя суммы в двукратном размере от стоимости навязанной услуги.

В Ассоциации банков России (АБР) заявили, что в случае принятия поправок в закон «О потребительском кредите» возникнут серьёзные риски для банковских продуктов, особенно для кредитных карт. С соответствующим письмом, которое АБР направила главе комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову, ознакомился РБК.

Законопроект, который должен защитить интересы заёмщиков, правительство внесло в Госдуму весной этого года. Предлагаемые поправки должны прекратить практику, когда банки ставят клиентам условия для выдачи ссуды. Например, при покупке страховки и дополнительных услуг. Если финансовая организация всё же навязывает дополнительные услуги, то ей придётся выплатить клиенту компенсацию – вернуть стоимость допуслуги в двойном размере. Сейчас поправки уже прошли первое чтение в Госдуме. Следующее рассмотрение пройдёт в октябре.

В этом сюжете

    Правительство предлагает запретить завышать ставки по ипотеке
    14 апреля, 18:56

    Законодательство о потребительском кредитовании ужесточат
    12 апреля, 11:29

Письмо за авторством АБР содержит предложения финансовых организаций, которые те озвучили 24 сентября в ходе встречи с законодателями, представителями Центробанка и Министерства финансов. Представители банковского сектора считают, что законопроект нарушает баланс интересов кредиторов и заёмщиков за счёт расширения прав последних.

В частности, слишком неточно прописаны условия, когда заёмщик может оспорить покупку допуслуг или продуктов у банка. «В законопроекте нет упоминания, что взыскать ущерб за навязанные услуги заемщик может только через суд. Получается, что клиент может потребовать денег без разбирательства, а банк, может, и не навязывал ничего», – говорит начальник правового управления АБР Сергей Клименко.

Он поясняет, что с 2021 года у клиентов появится возможность жаловаться напрямую финансовому омбудсмену, в то время как сейчас жалобы направляют в Роспотребнадзор, Центробанк или в суд.

«Отдельные клиенты в целях получения доходов специально могут обращаться к финансовым организациям, в контролирующие органы и суд с оспариванием любых дополнительных услуг», – считают в ассоциации. Делать они это могут специально, чтобы взыскать двукратную сумму от допуслуги с банка, чтобы получить доход.

Кроме того, представителей банковского сектора беспокоит то, как положения проекта повлияют на кредитные карты и карты с овердрафтом (с перерасходом лимита). Представители АБР поясняют: оформляя такие продукты, банк заводит счёт клиенту, выдаёт ему карту для совершения платежей и открывает ему кредитный лимит, а заёмщик может не только взять долг в банке, но и перевести или снять деньги с карты. По мнению банкиров, текущие формулировки законопроекта могут признать вне закона дополнительные услуги по счёту и по карте.

«Органы Роспотребнадзора уже расценивают комиссии по кредиткам как некое навязывание услуг. Они считают, что когда банк выдал карту и клиент снимает с нее заемные средства, то он не должен платить проценты за получение наличных. – жалуется Клименко. – Такие судебные решения есть, поэтому дальше это может трансформироваться не в пользу банков».

В АБР грозятся отказом выдавать кредитные карты и перейти к выдаче кредитов наличными. Это ударит по интересам клиентов и снизит долю безналичных расчётов в экономике. Представители сектора предлагают либо убрать положение об ответственности за навязывание допуслуг, либо снизить ответственность за такое нарушение.

Источник: Право.Ru

Прокомментировать